Яндекс.Метрика

История барка «Товарищ»


Барк "Товарищ" Старая и поучительно-горькая история.
В Германии нашли возможность профинансировать капитальный ремонт легендарного барка «Горх Фок I». У этого трехмачтового парусника, в 1949-2003 годах носившего имя «Товарищ», ходившего сначала под советским, а позже под украинским флагом, снимавшегося в «Алых парусах», «В поисках капитана Гранта» и еще 40 фильмах, появился новый владелец — город Штральзунд.
Корабль был доставлен в Штральзунд в 2003 году. Он был приобретен, отремонтирован и стал использоваться в качестве музея нынешним владельцем — немецким обществом «Друзей парусного флота». В последние годы было собрано более 1,5 миллионов евро на содержание корабля (всего было собрано на ремонт 29 млн евро). Добровольные помощники потратили тысячи часов личного времени для осуществления разных необходимых работ. Однако для срочного капитального ремонта была необходима куда более существенная сумма — 10,6 миллиона евро. Общественной организации собрать такие деньги оказалось не под силу.
Чтобы обеспечить финансирование из государственных средств, власти немецкого города Штральзунда после длительных дискуссий решили приобрести этот корабль, ставший одной из главных здешних достопримечательностей.
Как сообщала Deutsche Welle со ссылкой на информационное агентство DPA, после сделки большая часть средств на ремонт была выделена из разных фондов земельного бюджета Мекленбурга — Передней Померании. Долю города в этих затратах заплатило общество «Друзей парусного флота» из суммы в 950 тысяч евро, которую получило от Штральзунда за продажу парусника.
Учебный парусник «Горх Фок» (Gorch Fock) был построен в 1933 году на гамбургской верфи Blohm&Voss всего за 100 дней. В конце Второй мировой войны он барк был затоплен командой около острова Рюген, но под воду ушел лишь наполовину. А в 1949 году барк подняли и отремонтировали, чтобы передать СССР в зачет репарационных выплат. Он стал советским кораблем «Товарищ» и начал бороздить моря под красным флагом.
Этот надежный, маневренный и устойчивый парусник выдерживал крен в 90 градусов и воплощал в себе лучшие качества как военного корабля, так и торгового судна.
В советские времена под парусами барка «Товарищ» прошли практику несколько поколений моряков советского торгового флота — более 12 тысяч курсантов Херсонского училища имени лейтенанта Шмидта и почти двадцати других учебных заведений. Около полутора тысяч из них стали капитанами.
На борту легендарного барка до сих пор повсюду сохранились таблички на русском языке, а в судовом музее — советские морские карты, вахтенные журналы, форма. Рядом — портреты довоенных и военных немецких капитанов.
Под красным флагом барк посетил более 100 иностранных портов в 40 государствах, прошел 925 тысяч километров.
Советским гражданам он знаком не только по репортажам о походах и победах в морских регатах, но и по фильмам «Алые паруса» (1961), «Максимка» (1952), «Ветер Надежды» (1977), «Мятежный Орион» (1978), «Девушка и море» (1981), «Дом, который построил Свифт» (1982), «В поисках капитана Гранта» (1985) и многим другим картинам. Всего в фильмографии барка «Товарищ» более 40 художественных фильмов.
В 1989 году «Товарищ» впервые после войны побывал в родном Гамбурге на праздновании 800-летия порта. Именно тогда общество «Друзей парусного флота» познакомилось с этим кораблем. В 1993 году это немецкое общество организовало первую акцию поддержки барка «Товарищ», чтобы заменить главный дизельный двигатель.
Весной 1995 года барк отправился на ремонт на верфь в Великобританию. Расходы на топливо и провиант взяли на себя немецкие друзья парусника. Однако в Великобритании выяснилось, что под флагом Украины барк пришёл почти в негодное состояние — смета на ремонт увеличилась до двух миллионов фунтов стерлингов. Поиски спонсоров затянулись. Большая часть команды вернулась на родину. В итоге в Ньюкасле барк провел два года. Потом его отбуксировали в Мидлсбро на северо-востоке Англии. Но у властей Украины средств на ремонт по-прежнему не было.
В 2000 году в Вильгельмсхафене должна была состояться морская часть международной выставки EXPO. Организаторы пригласили парусник принять в ней участие. В немецкий порт, где он остался до 2003 года, парусник притащили с помощью буксиров. «Друзья парусного флота», согласно договору, продолжали заботиться о паруснике и его команде, искать деньги и сухой док для ремонта, однако отношения с украинской стороной постепенно ухудшались.
В 2000 году немецкие энтузиасты начали переговоры с властями Штральзунда, предложив выкупить корабль и вернуть его в первый порт приписки. Украина требовала за корабль один миллион евро, но затем цену удалось снизить до 500 тысяч. По итогам сделки на корабле был поднят немецкий флаг.
В Штральзунд барк Товарищ, несколько раз ходивший в кругосветные плавания, пришлось везти в плавучем доке. После ремонта он был пришвартован в здешнем порту и стал одной из популярных городских достопримечательностей.

Опубликовано: Категория:  История, Любопытное
Поделиться
об авторе записи
Записей 3322
Комментариев 107
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

Блестящие произведения искусства от цифрового художника Мартейн Схрейвер (Martijn Schrijver). Весьма рекомендую ознакомиться с работами этого мастера  из Амстердама. Он ищет [...]

Следующий пост

Удивительный фотопроект Тома Хасси «Отражение прошлого» свидетельствует о том, насколько фотограф-рекламщик может преломить тему возраста и старания. По легенде на [...]

Добавить комментарий