Яндекс.Метрика

Мифо-символический образ Наполеона в творчестве Алданова и Мережковского

Уважаемые члены экзаменационной комиссии! Представляемая вашему вниманию магистерская диссертация «Мифо-символический образ Наполеона в творчестве Алданова и Мережковского» посвящена образу Наполеона в русской литературе на основе материала тетралогии Марка Алданова «Мыслитель» (в которую вошли: повесть «Святая Елена, маленький остров» (1921) , романы «Девятое термидора» (1923), «Чертов мост»(1925), Заговор» (1927)) и философско-исторического романа-биографии «Наполеон» Дмитрия Мережковского (1929). Эти произведения создавались в 1920-е годы, во многом были инициированы вниманием историков, философов, художников всего мира к столетней годовщине смерти Наполеона.
Оба писателя, каждый по-своему, выразили универсальное, общечеловеческое содержание феномена Наполеона. Его образ еще при жизни приобрел особые качества всеобщности как философско-психологический символ и национальный миф с широкими возможностями истолкования. Вокруг него формировались идеи о сущности и загадках истории, переворотов и революций, личности и судьбы. Он стал частью сознания человечества, одновременно сохраняя таинственную привлекательность для духовной жизни каждого отдельного человека.

Интерпретация и воплощение разных граней образа Наполеона в поэзии и прозе составляют своеобразный внутренний нерв всех последующих литератур, особенно французской и русской, — достаточно назвать Стендаля и Бальзака, Пушкина, Достоевского и Толстого.

Закрытость и изолированность двух русских литератур, литературы в эмиграции и советской, с наступлением перестройки перестала существовать, и хлынувшие навстречу друг другу два потока не всегда позволяли сразу выделить истинные таланты, а не просто модные имена. Произошло насыщение книжного рынка и умов; люди стали более разборчивы и взыскательны или наоборот, предпочитали легкую литературу, пытаясь в ней найти отдушину.

Многие писатели, на мой взгляд, оказались незаслуженно забытыми. Это относится и к Марку Алданову и к Дмитрию Мережковскому.

Этих писателей легко сопоставлять, сходства и различия очевидны. Двадцать лет разницы в возрасте (1886 и 1866 г.г. рождения) не отменяют их принадлежности к эпохе русского духовного Ренессанса рубежа XIX и XX веков с ее культурологическим энциклопедизмом. Для обоих характерен творческий интерес к историко-философскому роману, с широким спектром модификаций этого жанра. Общей была ситуация эммиграции, которая вызвала, о чем бы они не писали, постоянные проекции на судьбу России и русской революции.

Различие определяется акцентом на религиозно-философской проблематике у Мережковского — его известная утопия религии Третьего Завета, и политической остротой, отсутствием иллюзий, культом иронии у Алданова. Имеет значение тип писательской индивидуальности, некоторые другие факторы.

Основные задачи представленной работы:
Проанализировать на примере произведений М. Алданова и Д. Мережковского философские, психологические и художественные особенности интерпритации образа Наполеона, показать характер актуализации этой проблематики в условиях после русской революции 1917 года и проследить, как по-разному продолжает развиваться наполеоновский миф.

В работе используется материал, во-первых, критических и мемуарных исследований об этих писателях (Чернышев, Николюкин и др); во-вторых, фундаментальные труды историков о Наполеоне и его эпохе: Е.Тарле «Наполеон», А. Манфред «Наполеон Бонапарт», Вандаль «Возвышение Бонапарта», Б.Вейдер «Блистатательный Бонапарт», «Кто убил Наполеона?», Ж. Тюлар «Наполеон или миф о спасителе» и др. Текстуальный анализ произведений М. Алданова и Д. Мережковского осуществляется по изданиям: М.Алданов с/с в шести томах, т.2. «Святая Елена, маленький остров». М., Правда 1991 и Д. Мережковский «Наполеон». М., Республика 1993. В тексте работы в скобках указаны страницы цитирования.

Структура работы подчинена развертыванию ее основной концепции и состоит из двух глав и шести параграфов, вступления, заключения и библиографии.
Первая глава посвящена тетралогии «Мыслитель» и характеризует концепцию истории, развитую М. Алдановым, его философию случая, идею неизменности человеческой природы, теорию «выборной аксиоматики». Подчеркнута главная тема тетралогии — тема революции, реализуемая через сопряжение русской и французской истории наполеоновской эпохи. Особо выделено мастерство писателя в создании психологического портрета Наполеона в повести «Святая Елена, маленький остров»: внутренние монологи, самооценка и восприятие окружающих, величие и ирония.

Вторая глава содержит попытку определить принцип историзма в творчестве Д. Мережковского как раскрытие символизма культур, что позволяет объяснить сложную мифо-символическую интерпретацию писателем образа Наполеона при помощи мифа об Атлантиде и Апокалипсиса.
В заключении предлагаются как выводы по изложенному, так и подчеркиваются дискуссионные, нерешенные вопросы наполеоновской темы в литературе.

Глава I  Революция и ее последствия как главная тема исторической тетралогии М. Алданова «Мыслитель»
§ 1. Концепция истории у М. Алданова: философия случая, идея неизменности природы человека, понятие иронии судьбы
§2 Тетралогия Алданова » «Мыслитель» как сопряжение русской и французской истории при изображении наполеоновской эпохи.
§3 Психологическая грань мифа о Наполеоне в повести Алданова «Святая Елена, маленький остров».

Глава вторая.  Особенности изображения Наполеона в мифо-философской биографии Д. Мережковского «Наполеон».
§1 Метаисториософия Д. С. Мережковского: концепция Третьего Завета и интерпретация мифа об Атлантиде.
§2 Проблема жанрового определения прозы Мережковского
§3 Наполеон-человек и Наполеон-Солнце

Заключение
Изучение образа Наполеона в произведениях М. Алданова и Д. Мережковского позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Оба писателя разрабатывают сложившийся в литературе XIX века историко-биографический и историко-философский подход, заостряя многосторонний внутренний антиномизм этой традиции.
2. Мифосимволическая природа образа Наполеона изображается в разных ракурсах и на разных этапах: у Алданова — самый момент становления мифа (восприятие маленькой девочки, старика, окружения, государственных лиц разных стран в повести «Святая Елена , маленький остров»), у Мережковского — как архетип духовного развития человечества (Богочеловек, Антихрист, Атлантида, Апокалипсис).
3. Оба писателя значительно расширили те жанровые рамки, в которых творили. Мы можем говорить о том, что был создан своего рода новый канон, на который все стали ориентироваться.
За прошедшие сто восемьдесят лет со дня смерти Наполеона он не стал нам ближе и понятнее. Наоборот, десятки тысяч книг, ежегодно появляющихся в мире, только затуманивают его облик. Казалось бы, все должно быть наоборот, за это время все все загадки, все темные места, должны быть досконально исследованы. Но нет, только в прошлом году было доказано и признано практически всеми, что Наполеон был отравлен на острове Святой Елены. Будем надеяться, что к двухсотлетию его смерти загадок станет меньше. И пусть моя работа послужит хоть небольшим,но все таки вкладом в это дело.