Яндекс.Метрика

Back to Asia или 13 лет спустя…

Надо сказать, что я ехал в Азию (а точнее сказать в Юго-Восточную ее часть) со смешанным чувством. С одной стороны, я ощущал некую ностальгию — все же тут прошло мое детство, юность… Здесь я закончил 9 классов (что не говори, а некий рубеж)… С другой стороны, много лет прошло с тех пор: я побывал и в Европе и в Америке, закончил школу и университет, сменил два раза основную работу, не говоря уже о куче самых разнообразных подработок, поработал и в бизнесе и на госслужбе, и можно сказать, что приобрел к третьему десятку лет некий жизненный опыт.

Азия звала и манила, но и в то же время было некое опасение разрушить детские иллюзии и впечатления… Впрочем, на сей раз, я ехал в другую Азию — мусульманскую, что придавало моему путешествию некий колорит. Что не говори, а Малайзия — есть Малайзия. В информации о ней я недостатка не испытывал, хотя и старался особенно не перегружаться. Посмотреть на одного из «азиатских тигров», стран, которые как говориться, шагнули из грязи в князи, было безумно интересно, принимая во внимание тот факт, что страна все же мусульманская. В связи с последними событиями в мире у них (мусульман) сложился не шибко привлекательный образ.

Итак, долгожданный и вымученный отпуск наступил, вещи собраны, компьютер, цифровик заняли свое место в сумке — можно трогаться. Когда улетал из Канады погода была где-то +9, во Франкфурте (где делал пересадку) тоже самое, при прибытии в Куала-Лумпур (7 утра) объявляют +24. Долой рубашку с длинным рукавом — да здравствует майка! Аэропорт огромен и без бутылки не разберешься (впрочем, подозреваю, что и с бутылкой тоже).

Кстати о спиртном, несмотря на то, что Малайзия страна мусульманская со спиртным проблем особых нет. Пиво, вино, и чего покрепче, есть во всех барах, да и в магазинах (моллах и плазах) оно тоже имеется. Недешево, конечно, но что поделаешь…

Впрочем, понятие дешевизны в Азии свое… Если считать, как мы все привыкли: переводя местную валюту на баксы (или на евро, кому как нравится), то цены как везде — что-то дешевле, что-то дороже… Рассуждая объективно скажу так, Малайзия не самая дешевая азиатская страна.

Несмотря на то, что я не ждал особых чудес, первые впечатления были не ахти. Старые (в смысле древние по состоянию и по модельному ряду) автомобили, кругом бесконечная зелень(1), огромные срытые горы-песочные карьеры, и мало машин. И еще толлы (пункты оплаты за проезд по дороге). Да, на этом стоит остановиться отдельно. В Малайзии большинство дорог — платные, стоимость проезда варьируется от 1 до 10 рингит (это местная валюта 1$US=3.7 рингита). Причем на коротком отрезке 3-4 км порой встречается до 3 толлов. Платить можно как наличными, так и приобрести специальную карточку, с которой специальный сканер считывает информацию. Дороги отличные, не чета московским (и не говоря уже и о канадских), но строят/ремонтируют их чертовски долго.

Впрочем, при подъезде к столице страны — Куала-Лумпуру (2) (аэропорт находится километрах в 70 за городом) все встало на свои места. Встало все в буквальном смысле — ибо малазийские пробки — это нечто. Машины движутся со скоростью 10 см/час, и некоторые умудряются еще лавировать при таком «движении». Но до московских лихачей малайцам далеко. Ездиют они до идиотизма правильно, но уперты до невозможности — малай может спокойно пилить в крайне правом ряду со скоростью 90 и ему абсолютно наплевать, что вы хотите его обогнать или проехать по этой полосе.

Малайцы безумно любят транспорт. Тут вам и метро, и так называемое «легкое метро», и монорельс (3), и машины… Да, это наше будущее, думаю я спустя некоторое время, исходя город «вдоль и поперек» — когда люди совсем отучатся ходить пешком. По прибытии я думал иначе: привыкнув ежедневно лицезреть новые машины (как сами по себе, так и в значении «новых моделей») я был несказанно удивлен тем парком допотопных авто, рассекающих по улицам. Позднее, правда, выяснилось, что большинство из них принадлежат местной марке «Протон» (это типа наших запорожцев (ака Таврий), тока малость модифицированных). «Нормальные» иномарки тоже встречаются, просто поначалу глаз их в череде «доисторических» не различал.

Архитектура в городе типично азиатская: богатство и нищета (4), роскошь и бедность (5), могут спокойно смотреться и даже органично сочетаться и диссонанса совсем не чувствуется. Смешение стилей (6), эпох, верований (7) — шарман, короче.

Как и полагается в мусульманской (8), стране все женщины-малайки ходят с покрытой головой (9) и, чаще всего, в национальной одежде, представляющей собой длинный халат-саронг, впрочем, прогресс не стоит на месте и много женщин ходит в джинсах. Человеку, привыкшему к западному стилю одежды — с голым пузом, джинсами на бедрах, миниюбками, несмотря на возраст и фигуру, тут приходится не сладко. Впрочем, иностранки и представительницы других национальностей ходят, как им захочется. Если вы видите юбку, то значит ее обладательница китаянка или индийка. Светловолосых женщин совсем нет (встречающиеся периодически иностранки не в счет), посему ваш покорный слуга, привыкший реагировать на проходящих мимо представительниц слабого пола возгласом «БлондЫнка!» остался совсем не в удел.

Кстати о хождении. В Малайзии практически никто не ходит пешком, особенно на большие расстояния. Столица страны — Куала-Лумпур представляет собой далеко не рай для пешехода, ибо во многие части города пешком никак не доберешься. Ибо хайвеи и многочисленные развязки не оставляют места для любителей походить. Система общественного транспорта, как я уже говорил, хорошо развита, да и такси довольно дешевое. Есть даже метро, которое представляет собой две независимые частные компании, чьи ветки не пересекаются. Метро маленькое – малюсенькие станции (10), электропоезд из двух вагончиков, но, тем не менее, охватывает все столицу. Кстати с метро связана любопытная история. Чтобы проехать необходимо приобрести в автомате магнитную карточку. В первый день Ваш покорный слуга попытался купить карточку, но для заветной поездки не хватило заветной монетки в 10 семов, которую ему дал стоящий в очереди малаец. На следующий день, я во все оружии ( то бишь при мелочи) спускаюсь в метро и становлюсь свидетелем диалога двух русских туристов, коих, как известно, везде, как собак нерезанных. Он делится с собеседником методом как ездить на метро за 1 рингит (дело в том, что оплата за проезд позоновая и варьируется от 1 до 3.5 рингит). Ну так вот, дело в том, что помимо магнитных карточек в метро можно ездить по бумажному талону, который заполняет кассирша. На талоне она галочками отмечает начальную и конечную точку вашего маршрута. Этот талон вы предъявляете при входе в метро и отдаете его при выходе. Естественно, честным и законопослушным малайцам в голову не придет злостно нарушать и ездить за 1 рингит по всему городу, а нашим хоть бы хны. Да, если бы нашу энергию направить на что-то полезное…

Жаркий влажный климат (на солнце температуру от 30 градусов) (11), частые проливные дожди (вашему покорному слуге посчастливилось попасть в самый разгар сезона дождей) приводят к тому, что даже кратковременное пребывание на улице приводят к обильному потоотделению, независимо от комплекции, и даже фраза «жопа в мыле» кажется не отражающей всю суть проблемы. Если это к тому же помножить на то, что везде стоят кондиционеры, причем весьма сильные, а напитки подаются исключительно в холодном виде или со льдом то перспектива заболеть весьма велика. Ваш покорный слуга умудрился заболеть накануне отпуска, и в отпуск приехал с остаточными последствиями в виде кашля, то как вы прекрасно понимаете, ситуация ничуть не улучшилась со временем (но это мелочи, которые ничуть не мешали нарезать круги по городу).

Малайцы народ дружелюбный и приветливый. При виде иностранца, они обычно интересуются из какой страны он приехал и, при слове «Russia», расплываются в улыбке и начинают перечислять своих родственников, которые были в России или только собираются. Наше образование, в том числе и медицинское, ценится весьма высоко. К тому же малайское правительство оплачивает учебу своих студентов, посему многие предпочитают «вояжировать» по различным странам, успевая за двухлетний срок посетить 3-4 страны.

Как я уже писал Куала-Лумпур представляет собой типичную азиатскую столицу, где намешаны все стили (12), эпохи (13), где богатство спокойно уживается с нищетой. За то время, что я бродил по городу (14), у меня сложилось стойкое ощущение, что вся столица решила вдруг перестроится (15). Количество возводимых домов, причем чаще всего это высотные здания, не поддается подсчету.

Центром города естественно является комплекс KLCC со знаменитыми Петронасами (16) (которые являются на сегодняшний день самыми высокими зданиями в мире). В отличие от большинства своих высоких собратьев, они (17) были построены не так давно в середине 90-х). Но, к сожалению, на них нельзя взобраться на самый верх, ибо это действующее здание малазийской нефтяной компании, вход в которое строго регламентирован (т.е. по специальным магнитным пропускам через турникеты). Впрочем, если вы смотрели знаменитый фильм «Entrapment» (она же «Ловушка») с блистательными Шоном Коннери и Кэтрин Зетой Джонс, то можете считать, что побывали там сами. Хотя, надо отдать должное малайцам, они все же пускают жаждущие орды туристов на Петронасы (18), причем пускают бесплатно (!!!), но только на знаменитый прозрачный мост (19), соединяющий башни, который находится на высоте 41 этажа (всего 134 метров), что представляет собой треть (20) от всей высоты здания. Хоть вход и бесплатный, но записываться надо заранее. Обычно дают билетик на следующий «заход» на башни, который состоится через часа полтора. Получив билетик, Вы можете смело поплутать по роскошному 7 ярусному торговому центру, в котором можно найти все, что душа пожелает. Жалко конечно, но это лучше чем ничего. Побывав на Петронасах, я смело их занес в копилку посещенных мной «высоток», наряду с почившими в бозе «близнецами», до сих пор здравствующей Эфелевой башней и другими…

Я особо по этому поводу не расстраивался, так как в моих планах было посетить местную телевизионную башню Менера (21), откуда с высоты с 326 метров можно было лицезреть весь город как на ладони (22 и (23). Однако, несмотря на то, что башня заметна в городе гораздо лучше, нежели Петроносы (24) с первого раза мне к ней подступиться не удалось. Ошибся маршрутом и обогнул ее со стороны «лесного массива». Добрый парнишка малаец долго цокал языком и думал, как же мне на нее попасть и после 10 минутных раздумий замахал в сторону, откуда я пришел «Туда, идти, туда». Впрочем, со второго раза я до башни добрался. Оказалось, что Менара стоит на холме. Мне пришлось героически плестись наверх пехом по серпантину, провожая завистливыми взглядами владельцев авто. Впрочем я, в отличие от них, здорово срезал путь по специально проложенным лесенкам. Добравшись к подножью башни, я чувствовал себя полностью вымотанным посему, усевшись на парапете, с удовольствием уплел местное мороженное и только после этого совершил восхождение. Все хорошо, красиво, но за стеклом (25 и (26). Это Вам не пресловутые «близнецы», где можно было стоять обдуваемые ветрами.
А теперь давайте побродим и по самому городу (27). Центр города — площадь Мердека представляет собой смешение колониальный архитектуры и современной простоты. С одной стороны нас встречают здания 17 века, а с другой — нечто (28) напоминающее футбольное поле (на самом деле оказавшееся крикетным), на котором стоит огромный флагшток с развевающимся малазийским флагом. Как оказалось — это самый высокий флагшток в мире (высота 100 метров).

Чайнатаун

Спускаюсь чуть дальше прохожу сквозь череду узких улочек и оказываюсь в Чайнатауне (29). Я давно понял, что любой город можно познать через китайский квартал, ибо он показатель жизни города. Енто только кажется, что все китайские кварталы похожи друг на друга как две капли воды. На самом деле это не так. Но европейцу, к тому же не знающему китайского языка этого не понять и делать там особо нечего, только ходить и глазеть по сторонам. Я неоднократно убеждался, будучи там с людьми, знающими китайский, что отношение к вам меняется кардинально и «баснословно задранные цены» вдруг в мгновенье ока приобретают пристойный вид. А вы никогда не обращали внимание, что европейцев, обедающих в настоящих китайских лавчонках практически нет? Я имею ввиду не вылизанные, украшенные большими вывесками и китайской символикой местечки, а маленькие неприметные шамовки, которые забиты самими китайцами до придела. Кухня у них чаще всего самая настоящая, и часто довольно сильно отличается друг от друга даже в соседних шамовках.

Путраджайя

Быть в Куала-Лумпуре и не побывать в Путраджайе (30) — новой административной столице Малайзии просто грех. Ехать до нее от КЛ (именно так называют свою столицу малайцы) минут 20-25, если не увязнуть в трафике. Скажу честно, я питаю некое отвращение к искусственно построенным городам (хотя, если вдуматься-то это бред полный, ибо большинство городов мира искусственные и строились людьми сознательно). Сворачиваем с хайвея, и минут через 10 впереди начинают вырисовываться контуры «красного» города. Многоэтажки, облицованные красным кирпичом, стоят как осколки сталинских архитектурных идей. Да, да… Не удивляйтесь, именно такая ассоциация родилась у меня, и мозг услужливо подсказал на выбор пяток российских городов, на снимках которых я видел подобное «величие эпохи». Но за этим всем скрывается иное: различные постмодерновые правительственные здания, один местный МИД (31), расположенный на вершине холма чего стоит. Ажурный мост (32), переброшенный через искусственное же озеро, огромные зеленые парки, мечети (33). А вот (34) самая большая из них, к которой мы упорно пытались подобраться, но всякий раз увязали в путанице малайских улиц. Фонтаны, гостиницы, аккуратные ряды жилых домишек, проектируемые магазины и рестораны и … полное отсутствие народа. Такое ощущение, что город вымер. Сразу появляется ощущение нереальности происходящего, будто перенесся на страницы фантастического романа. Хотя этому есть простое объяснение — было воскресенье, а жизнь здесь кипит по будням. Накручиваем круги по городу, пытаясь подобраться к заколдованной мечети, и я понимаю, что это бессмысленно — это сама Путраджайя не хочет нас пускать в себя – наверно, припомнила мне Сталина. Горестно вздохнув, щелкаю ее издали на цифровик, а потом отправляемся в обратный путь, проскочив мимо Киберджайю, местный индустриальный город- спутник. Дело в том, что малайцы вынесли из КЛ все производство в отдельный город.

Мелака

Получилось так, что, возвращаясь из Сингапура (о чем речь пойдет во второй части наших заметок) мы, по совету знакомых, заехали в Мелаку. Мелака — это один из старейших городов Малайзии. Этому городу, историческому центру Малайзии, есть чем гордиться, ведь его история насчитывает более 5 веков (35). В прежние годы это были основные торговые ворота Малайзии. Здесь правили три основных нации: португальцы, британцы, голландцы. Мелака разделен на два района: старый и новый. Старая часть Мелаки более компактна и содержит много исторических достопримечательностей. Остатки старины расположены главным образом в центре и на набережной реки (36). При посещении старой Мелаки нам рекомендовали воспользоваться велорикшей (37). Не успели мы запарковать машину, как беззубый жизнерадостный малаец пригласил нас в свою рикшу. Надо признаться честно, до этого я никогда не ездил на рикшах, посему глядя на эту утлую конструкцию, состоящую из допотопного велосипеда и сварной рамы, в которую мы с трудом, но поместились вдвоем, я был преисполнен самых мрачных перспектив. Однако, не прошло и пары минут, как мы бодро затрусили по брусчатой мостовой. Я, пряча в одной руке пиво, а в другой держа на взводе цифровик пытался наснять происходящее. Вот, что из этого получилось (38, 39, 40, (41). Потом мы залезли на развалины старейшей церкви, где стали сведетелями концерта среди могильных плит (42). Спустившись я увидел как малайцы стригут траву (43). Весьма оригинальный способ, если учесть, что на улице под сорок. Самые незабываемые впечатления настали, когда наш водила свернул на улицу с односторонним движением и поехал против движения (44). Хоть Ваш покорный слуга и был слегка пьян, но все пиво улетучилось в момент, когда нас чуть не поддел на капот какой-то малаец. Впрочем, надо отдать должное нашему водителю, довез он нас до конца живыми и невредимыми, хотя и пытался ободрать как липку при оплате своих услуг.

Пенанг

Получилось так, что я попал в эту жемчужину курортной жизни Малайзии, практически сразу по приезде в страну. Добирались мы туда на машине. На удивление дорога оказалась гористой (45 и (46). По дороге постоянно попадали в тропические ливни, когда видимость снижается до нуля. Этот остров по праву называют жемчужиной Востока. Пенанг получил свое имя от названия «Бетельное ореховое дерево», которое растет в этих местах. Пенанг был основан британцами еще в 1786 году, как первый британский торговый пост на дальнем востоке. Сегодня штат Пенанг состоит собственно из острова и прибрежной материковой полосы. Две части штата соединены самым длинным 13,5 км. мостом в Азии (официально признан третьим по протяженности мостом в мире) и паромной переправой.
Столица штата Джоржтаун — удивительный город, в котором переплетаются история и современная жизнь, где уникально сочетаются восток и запад. Некоторые районы Пенанга напоминают картины прошлого — с их узкими улочками, рикшами, храмами (47), торговцами.

Одной из первых достопримечательностей города, которую мне удалось посетить была российская (48) — памятник (49) морякам крейсера «Жемчуг», трагически погибшего в 1914 году. Ежегодно сюда съезжаются россияне и возлагают венки.
На острове мне советовали обязательно подняться на гору Пенанг (821 метр), с вершины которой (50) должен открываться «восхитительный вид на лежащий внизу остров». Однако, подняться на нее мне было не суждено, ибо противоречивые слухи о том, что старинный фуникулер, поднимающий туристов в гору, закрыт на ремонт, а потом быстро меняющаяся погода не дали мне осуществить эту мечту.

Однако я побывал в буддистском храме Кек Лок Си, который является самым большим в Юго-Восточной Азии. Он был построен под влиянием сразу трех национальных стилей архитектуры: китайского, тайского и бирманского (51). Перед храмом находится широкая площадь для молитв, а по бокам — залы и пагоды со скульптурами Будды (52).

Другая достопримечательность, которую я не мог не посетить — это Форт Корнвалис. К сожалению, мы попали туда во время дождя и большинство снимков оказалось испорченными, но даже эти позволяют составить впечатление о том, как здесь жили британские офицеры колониальных войск (53). Эта крепость была построена на месте высадки капитана Френсиса Лайта в 1786 году. Первоначально деревянная, в 1804-05 годах она была перестроена и заменена каменными постройками. Работы были выполнены местными заключенными. И сегодня форт величественно возвышается над морем, как бы охраняя остров от вражеского нападения (54).

Удалось мне посетить и храм Ват Чаямангкаларам – буддийское святилище (55), в котором находится одна из самых больших в мире статуй Будды (56): ее высота – 33 метра. Одна ступня (57) чего стоит :) Любопытно, но напротив находится индуистский храм (58 и (59).

Однако главное было естественно отдых на пляжах, которыми славится Пенанг. И хотя, на пляже нашего отеля стоял большой плакат, предупреждающий об опасности быть «ужаленным» медузами, это ничуть не мешало нам от души балдеть в парной морской воде. А начертанное кем-то на бетонном бортике слово Russia вселяло оптимизм, что наши тут были и остались живы :) Открывающийся из окна вид (60), настраивал на романтический лад (61). Жаль только, что превратности погоды порой превращали его в это (62).

Гентинг Хайландз

Genting Highlands — это современный горный курорт, занимающий площадь, равную 6000га, расположен всего в 50 км от Куала Лумпура на высоте 1700 м. Интересна история его создания. Когда в начале шестидесятых годов китаец по имени Лим-Гох-Тонг выступил с предложением строительства в 50 км от Куала-Лумпура высокогорного курорта (2000м над уровнем моря), все подняли его на смех. Безумным казалось уже одно строительство дороги (63, (64), а возведение здания казино (65) вовсе представлялось бредовой затеей. В осуществлении этой грандиозной мечты никто не вложил ни гроша. Однако Лим был упрям, и 1971 году свои двери открыл первый отель Highlands. Начало работать единственное в Малайзии казино. Успех был полный: прошло совсем немного времени, и в Хайлэндс устремились толпы китайцев-азиатов, чтобы оставить свои доллары в Tai Sai и Keno. Вскоре приступили к строительству еще одного отеля, колосса в пятнадцать этажей с искусственным озером под окнами. Им оказался нынешний Genting Hotel, эта огромная масса бетона, увенчанная диско-театро-рестораном и отражающаяся в зеркале воды площадью в 40 кв.м. Право, Genting вполне заслуживает названия малайзийского Лас-Вегаса! Казино, именующееся теперь на французский манер Casino Genting (там можно поиграть в: баккара, блэк-джек, кено, тай-сай, френч-булл и рулетка), оказалось привлекательным прежде всего для богатых китайских игроков и бывших колонистов — англичан.

Побывал и я там, бродил по громадному тематическому парку, по огромному Гентинг Отелю, в которым стоят, а точнее сидят бесчисленные толпы желающих зарегистрироваться (в основном, правда, китайцев). А серпантин, по которому приходится взбираться к отелю, просто завораживает, не говоря уже о том, что переодически банально закладывает уши. На полпути построен буддистский комплекс (66) — пагода (67), статуи (68, (69), различные сцены из жизни, малость попорченные сошедним оползнем (70). Как я уже неоднократно говорил, что с погодой мне определенно не везло и небо было чаще всего затянуто облаками (71), скрывая самое интересное.

Санвэй Лагун

Быть в КЛ и не побывать в аквапарке Санвэй Лагун, это все равно, что быть в Париже и не побывать на Эфелевой башне, говорили мне знающие люди. Этот парк (72), целиком посвященный «водной» теме, находится в 20 минутах от центра Куала-Лумпура, в пригороде Субанг Джайа. Живописно расположенный в чаще, окруженный высокими горами, парк представляет собой прекрасное место для отдыха (73). Ваш покорный слуга, вкусил все прелести аквапарка, поддерживая благодушное состояние пивом.
Санвэй Лагун (74) также объединен с огромнейшим торговым комплексом «Пирамида» (75), в центре которого находится настоящий ледяной каток (76)! Представляете себе каток, а за окном погода далеко за плюс тридцать. Вы удивитесь еще больше, если узнаете, что малайцы любят кататься на коньках и у них даже есть своя хоккейная ассоциация, в которую входит несколько команд. Получилось так, что я был свидетелем захватывающего хоккейного побоища. Какая-то наша сибирская команда из Нефтегазоурюпинска приехала сыграть несколько товарищеских матчей с малайцами. Я сначала думал, что это какая-то юношеская сборная, но разглядев этих дядек в возрасте от 18 до 45, возглавляемых очень деятельным лысым дядечкой, который оказался каким-то там олимпийским чемпионом, умудрившимся так запудрить мозги бедным малайцам, что они решили строить ледовый стадион на 50 тыс. зрителей.(!) Впрочем, сама игра не представляла ничего интересного. Лениво катающиеся (имхо, ваще после перепоя) наши богатыри вчистую обыгрывали бедных малайцев, и, вообще, все это напоминало избиение младенцев. Даже обмен вратарями не изменил ситуации на поле, хотя, надо отдать должное малаям, одну шайбу они нашим все же вкатили).

Словом, страна контрастов. Оглядываясь назад (ибо я пишу эти строки спустя месяц после поездки) я вдруг понял что, оказывается, малайцы страдают гигантоманией. Судите сами: самые высокие здания в мире, самый длинный в Азии мост, самый высокий высокогорный отель и т.д. Но они, в отличии от других народов, этим не кичатся, относясь к этому с добродушной усмешкой. Ведь не для себя стараемся, а для туристов :)
Подводя итог моему долгому повествованию хочется посоветовать одно — приезжайте в Малайзию и любуйтесь ее красотами.

(с) Макс Гончаров, 2004