Яндекс.Метрика

Консульской службе России исполняется 210 лет


Экспедиция, в которой концентрировалось большинство консульских функций, подчинялась непосредственно Министру, и состояла при его канцелярии. Возглавил Экспедицию, впервые занявшуюся регламентацией консульской службы, Ф.Ф. Борель, опытный чиновник «в торговых делах и консульских вопросах», позднее составивший содержательный труд по становлению консульского института России.

В действительности же Консульская служба России имеет почти 300-летнюю историю. Ее возникновение было связано с потребностями государства в развитии внешней торговли и торгового мореплавания.

Первое упоминание о Генеральном консульстве России в Салониках относится к 31 марта 1783 года, когда Екатериной II был подписан указ об учреждении должности Генерального консула Российской Империи в Салониках для содействия развитию торговли и защиты интересов подданных российской короны. Первым Генконсулом стал Пётр Ферриери, известный своими «добрыми качествами, способностями и знаниями в торговле».
А.Л.Ордин-Нащокин, один из первых российских дипломатов. Возглавлял Посольский приказ во второй половине XVII века
А.Л.Ордин-Нащокин, один из первых российских дипломатов.Возглавлял Посольский приказ во второй половине XVII века

Россия уже в ХVI веке принимала на своей территории иностранных консулов. По имеющимся сведениям, первым иностранным консулом в России был англичанин (1585 год), который мог судить и наказывать в России своих соотечественников, позднее появились представители других европейских государств — (Дании (1627 г.), Голландии (1631 г.), Швеции (1631 г.), Польши (1673 г.).

Русские консулы стали направляться за границу в период царствования Петра I. Весомый импульс для развития консульских отношений с европейскими странами дала поездка «Великого посольства» в 1697 г., где под именем бомбардира Петра Михайлова инкогнито находился царь Петр I. После этой поездки по его инициативе было учреждено первое русское консульство в 1707 г. в Амстердаме, затем открылись консульства в Венеции (1711 г.), в Париже (1715 г.), в Вене (1718 г.). В 1723 г. Петр I послал в Кадикс (Испания) в качестве русского консула Якова Евреинова, в том же году учреждено консульство в Бордо (Франция).

Главными задачами консульской службы являлись обслуживание интересов России в сфере бизнеса и оказание покровительства российским подданным, находящимся за границей. На фото: верительная грамота.

С ростом числа российских консульских учреждений за границей возникла потребность выработки организационной основы консульской службы, определения правовой базы их функций. Права и обязанности консульских представителей России за рубежом были изложены в первом Консульском уставе. Этот устав был утвержден императором Александром I 25 октября 1820 г.

Форменная одежда для чиновников внешнеполитического ведомства России была установлена в октябре 1799 г., когда «Государь Император соизволил указать Государственной Коллегии иностранных дел чиновникам носить следующий мундир: кафтан темно-зеленый, подбой того же цвета, воротник стоячий и обшлаг черного бархата, пуговицы на одну сторону, камзол и штаны белые, пуговицы белые же с гербом российским императорским, на шляпе петлица серебряная и пуговица мундирная».
На фото: 1834 год. Мундирный фрак чинов консульской службы в Европе.

В сентябре 1808 г. Александр I утвердил мундиры для российских консулов за рубежом. Золотое шитье на них изображало «масличную ветвь, вверх обращенную и проходящую сквозь двух меркуриевых жезлов».

В ноябре 1809 г. широкое серебряное шитье ввели на мундирах чиновников самого Министерства иностранных дел, а также на мундирах послов и посланников. На фото: 1834 год. Мундир консульских агентов.


Полагалось иметь парадную, будничную и дорожную форму одежды. На фото: 1834 год. Шинель, пальто-плащ, дорожная форма и мундирный фрак чинов консульской службы в Европе.

Важными дополнениями парадной формы являлись треугольная черная шляпа и шпага гражданского образца с серебряным темляком (консулам полагался золотой темляк).

1927 год. Заграничный паспорт Наума Блиндера.

Вид на жительство Екатерины Болдыревой.

Вид на жительство — документ, подтверждающий право на долгосрочное проживание на территории государства лица, не являющегося гражданином данного государства.

Заграничный паспорт

В Консульском уставе Российской Империи 1903 г. (ст.145) сказано каждый российский подданный должен был лично встать на учет в российской миссии (посольстве) или консульстве, представив паспорт и объяснив цели своего путешествия – положение, которое отсутствует в нашей консульской практике.
В 1825 год Россия имела в других странах 61 консульство различного уровня, из которых 24 носило статус генеральных. В 30-е годы ХIX века расширяется консульская сеть России в Европе и в Америке. В 1830 г. открывается консульство в Ницце (Франция), в 1833 г. – в Руане и в Гавре (Франция), которое в 1845 г. «по причине умножающихся пароходных сношений с Россией» преобразовано в генеральное консульство, в том же году образовано генеральное консульство в Марселе. В европейских странах Россия имела наиболее разветвленную консульскую сеть в Германии, во Франции и в Австро-Венгрии. Следует отметить, что по общему количеству консульских учреждений Россия уступала многим странам, для сравнения, США в 1833 году имели 152 консула.

Содержание генеральных консулов в тот период составляло 2-3 тыс. руб. в год, для консулов средние годовые зарплаты в Азии и в Европе составляли 1515 и 1230 рублей соответственно (по другим источникам около 1 тыс. руб.) и вдвое меньше — у вице-консулов. Некоторые авторы утверждают, что большинство вице — консулов государственного жалованья не получали, только у троих был оклад в 1200 рублей.

Канцер А.М.Горчаков и первая страница его циркуляра, направленного российским дипломатическим представителям за границей, от 21 августа 1856 года

Консулы были подотчетны посланнику посольства страны пребывания, ему же они сообщали о местных событиях, а если они посылали сообщения в Петербург, то через посольство «под открытой печатью, дабы Министр его Императорского Величества мог иметь полное сведение и наблюдение за течением и производством дел, вверенных подчиненным ему консулам». Генеральные консулы и консулы были уполномочены «производить в подведомственном им округе суд по трактатам и существующим обычаям». С этой целью «при каждом консульстве должно быть по одному экземпляру всех трактатов, существующих с тою державою, где оное находится, а также тарифа таможенных пошлин». Самим консулам запрещалось заниматься торговлей и «принимать от иных держав какие-либо звания».
Все внутренние протоколы консульства составлялись на русском языке, особенно это предписание строго соблюдалось в «отношении тяжебных дел». Консульские донесения в посольства и миссии также часто были написаны по-русски, в отличие от официальных бумаг посольства, направляемых в Петербург — все они составлялись на французском языке и переписывались каллиграфическим почерком секретаря или письмоводителя посольства. Примечательно, что все записи в консульствах России в Османской империи делались по-итальянски, в то время как в Персии записи составлялись на русском языке.
Как и в других монархиях, право назначать консулов в России принадлежало императору. О назначении объявлялось «во всеобщее сведение» в «Правительственном вестнике» в виде высочайшего повеления. Получив экзекватуру и принеся присягу императору, заверенную должным образом, которую затем консул отсылал в МИД, он считался приступившим к своим обязанностям.

4 февраля 1875 г. впервые после утвержденного императором Павлом I в 1800 г. штатного расписания загранмиссий, были узаконены общие штаты загранучреждений МИД. В этом документе генеральных консульств в России значилось 26, консульств-43 и вице-консульств-7. Основная часть консульских учреждений функционировала в Западной Европе, Азии (Турция, Персия, Китай) и Северной Америке. Что касается Латинской Америки и Африки, то там количество консучреждений было недостаточно.
В этот период продолжалось развитие консульского права. Вступивший в силу в 1893 г. Консульский устав (203 статьи) четко определял основные функции штатных и нештатных консулов, во втором разделе приводились правила для российских посольств и консульств в Персии, Турции, Китае и Японии. В уставе впервые были прописаны правила и порядок назначение нештатных консулов – кандидаты в письменной форме давали обязательство «исправлять должность без всякого притязания на жалование или какое-либо возмездие», кроме разрешенного уставом (ст.18 и 24).


Здание российского консульства в Генуе XIX-XX вв.

В 1902 г., когда отмечалось столетие образования МИД России, за рубежом фукционировали 29 генконсульств, 39 вице-консульств, более 300 нештатных консульских учреждений, в том числе в Китае, Японии, Турции, Персии, Марокко, Аргентине и Перу. Приступили к работе генконсульства России в Шанхае (1898 г.), Багдаде (1901 г.) и в Алжире (1916 г.).
Аппарат советской консульской службы начал создаваться в конце 1917 г. Первым документом, регламентировавшим организацию консульской службы РСФСР, стала инструкция Наркоминдел от 22 февраля 1918 г.
Практически сразу же после образования РСФСР учреждаются консульства в Кобдо, Урге (Монголия), Чугучаке, Кульдже (Китай). Особое значение имело открытие в апреле 1918 г. генерального консульства РСФСР в Берлине, которое провело большую работу по учету и защите интересов русских военнопленных и гражданских интернированных лиц. К началу 1922 г. Советское государство имело за границей 24 консульских учреждения.


Здание Генконсульства в Харбине. 1930 г.

Нормативным актом по вопросам консульской службы стал декрет СНК РСФСР от 18 октября 1918 г., который определял цели и принципы новой консульской службы. Он отменял консульский устав 1903 г., регламентировал деятельность консульских учреждений, их задачи и организацию. Следует подчеркнуть, что декрет предусматривал использование института нештатного консула. В апреле 1921 г. НКИД была разработана «Инструкция консулам РСФСР», которая существенно дополняла декрет СНК РСФСР и являлась хорошим подспорьем в практической деятельности советских консулов.
НКИД
Дальнейшему развитию деятельности заграничных органов внешних сношений, в том числе консульских, расширению их правовой основы, послужил декрет СНК «Общие положения о советских органах за границей» от 21 мая 1921 г.
Структура аппарата консульской службы Министерства неоднократно претерпевала значительные изменения. После образования Народного комиссариата по иностранным делам (НКИД РСФСР) в ноябре 1917 г. вопросами консульской службы занимался экономически — правовой департамент, в котором в 1922 г. действовало специальное консульское отделение. После принятия Положения о народном комиссариате по иностранным делам, утвержденным ЦИК России в ноябре 1923 г., вопросами консульской службы ведало Управление делами и экономическо — правовой отдел НКИД, в составе которого сохранилось консульское подразделение.

31 августа 1929 г. в соответствии с приказом НКИД № 87 был образован самостоятельный консульский отдел, который отвечал за всю консульскую работу и за общее организационное руководство консульской службой за границей. В 1941 г. заместитель Наркома иностранных дел А.А.Вышинский утвердил «Положение о Консульском отделе НКИД», оно стало первым актом, который на законодательном уровне четко и достаточно полно регламентировал функции отдела как в отношении консульств и консульских отделов посольств СССР за границей, так и в отношении дипломатических уполномоченных и дипломатических агентов НКИД на территории Советского Союза.


Коренные изменения в области международных отношений после второй мировой войны, упрочение международного положения СССР, значительное увеличение консульских точек за рубежом вызывали необходимость реорганизации консульской службы и, прежде всего, её центрального аппарата. В результате реорганизации в июле 1946 г. консульский отдел был преобразован в Консульское управление, а в 1992 г в составе Министерства был образован Департамент консульской службы, который с 2004 г. называется Консульским департаментом. 14 августа 1996 г. приказом МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430 утверждено «Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации». Сейчас действует Положение о Консульском департаменте, утвержденное приказом МИД России от 5 апреля 2005 г. № 4138.


В настоящее время Консульский департамент является одним из крупнейших функциональных подразделений Министерства, осуществляющим руководство консульской службой МИД России. Он принимает непосредственное участие в выполнении внешнеполитических задач, в первую очередь в области консульских отношений, выполняет большой объем консульской работы.

По состоянию на 1 марта 2019 г., Департамент курирует работу 236 консульских учреждений за рубежом, осуществляет оперативное руководство консульскими учреждениями, оказывает практическую помощь в выполнении консульских функций, разрабатывает международные соглашения и нормативно-правовые документы по консульским вопросам относительно применения действующего законодательства за границей, оформляет патенты консулам России и выдает экзекватуры иностранным консулам на территории Российской Федерации, поддерживает деловые контакты с консульскими учреждениями иностранных государств на территории России.

Российское консульское присутствие в США



В настоящее время на территории США действует три консульских учреждения Российской Федерации: консульский отдел Посольства России в Вашингтоне, Генеральное консульство в Нью-Йорке и Генеральное консульство в Хьюстоне.
Генеральные консульства в Сан-Франциско и в Сиэтле были закрыты американскими властями 1 сентября 2017 года и 30 марта 2018 года, соответственно.

В связи с закрытием Генерального консульства России в Сан-Франциско и Генерального консульства России в Сиэтле произошло перераспределение штатов по консульским округам:
Консульский округ Посольства включает штаты и территории: Айдахо, Аляска, Вайоминг, Вашингтон, Виргиния, Западная Виргиния, Гавайи, Северная Дакота, Южная Дакота, Делавэр, Джорджия, Калифорния, Кентукки, Северная Каролина, Южная Каролина, Мериленд, Монтана, Невада, Округ Колумбия, Орегон, Теннеси, Флорида, Юта, а также территория Пуэрто-Рико, Американские Виргинские острова, Американское Самоа, Гуам, Северные Марианские острова.

Консульский округ Генерального консульства Российской Федерации в Нью-Йорке включает штаты и территории: Вермонт, Висконсин, Иллинойс, Индиана, Коннектикут, Массачусетс, Миннесота, Мичиган, Мэн, Нью-Гэмпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Огайо, Пенсильвания, Род-Айленд.

Консульский округ Генерального консульства Российской Федерации в Хьюстоне включает штаты: Айова, Алабама, Аризона, Арканзас, Канзас, Колорадо, Луизиана, Миссисипи, Миссури, Небраска, Нью-Мексико, Оклахома, Техас.

Консульский отдел Посольства России в США с октября 2018 года возглавляет советник-посланник Сергей Васильевич Трепелков

Основные задачи консульской деятельности

Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания.

Правовая основа осуществления консульской деятельности

Консульская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Консульским уставом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом законодательства государства пребывания.

Консульские функции

1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
2) оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — российские визы), внесение необходимых изменений в указанные документы, их изъятие или аннулирование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;
4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;
5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;
6) государственная регистрация актов гражданского состояния;
7) совершение нотариальных действий;
8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;
9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;
10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;
11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа и др.
12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;
13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.

После закрытия генконсульств России на западном побережье США сотрудники консульского отдела Посольства увеличили количество выездных сессий для приема граждан по паспортно-пенсионным вопросам. Приоритет отдается гражданам пожилого возраста и многодетным семьям.
В 2018 году были проведены 4 выездные сессии, охватившие 8 городов США, в которых компактно проживает российская община. Всего принято более 1300 паспортных заявлений, оформлено 800 пенсионных документов, дано множество консультаций по всему спектру консульского обслуживания. Выездной консульский прием по паспортным и пенсионным вопросам обычно длится несколько дней.
Информация о дате, времени и месте выездного мероприятия заблаговременно размещается на сайте посольства в разделе «Консульские выезды» https://washington.mid.ru/ru/consular-services/consulate/consul_sessions/ , а также в Фейсбуке консульского отдела.

Рекомендуем подписаться, чтобы всегда быть в курсе наших новостей https://www.facebook.com/RusConsulWashington

Опубликовано: Категория:  День в истории, История, Личное, Обзоры
Поделиться
об авторе записи
Записей 3314
Комментариев 107
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

Сегодня с большим интересом досмотрел документальный фильм Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха». Ю.Дудь вместе с командой проезжает [...]

Следующий пост

Именно так представляет себе современная молодежь пионерскую организацию, просуществовавшую безбедно практически 70 лет, после чего казалось бы почившую в [...]

Добавить комментарий