должен ли писатель писать о себе внутри ситуации?
Вопрос на самом деле не праздный.
Все мы любим себя представлять на месте того или иного персонажа. Все мы считаем, что наш опыт, переживания, эмоции и поступки уникальны и заслуживают того чтобы быть запечатленными в нетленке. И многие именно этим и занимаются. Пишут о себе и про себя. Если еще лет двадцать назад, когда графоманил я, таких людей было не так много. Писать про себя, в себе было не модно и стыдно. Сейчас — нет. Завелся модный жанр автофикшн, где аффтары и авторки пишут о себе внутри ситуации и ловят эт этого кайф, респект и почитание публики.
Я это не приемлю и не воспринимаю. Мне ближе позиция Олега Игоревича Дивова. Тут наткнулся на примечательное высказывание. Привожу его полностью для контекста, так сказать:
Я не фантаст вообще-то, а самый что ни на есть реалист.
Просто гляжу по сторонам и чего вижу, о том пишу.
С юных лет мечтал жить тихо, спокойно и размеренно, терпеть не мог приключений. Мне было, кажется, семнадцать, когда я одной красивой девушке сказал: «Меньше всего хочу, чтобы в мою судьбу вошла литературщина. Вот всего этого, о чем писали классики — спасибо, не надо. Семейных трагедий, диких страстей, заламывания рук и битья об стенку. И несчастной любви не надо категорически». Очень скоро все это самое и началось в полный рост. Просто я не подозревал, что по натуре романтик. А «романтика» это буря и натиск, а в обыденной жизни — когда утюгом по голове и мордой в салат.
В результате моя личная история — форменный роман в розовой обложке, только под обложкой не мимими и уси-пуси, а какие-то, трам-тарарам, поющие в крыжовнике и унесенные боковым ветром.
Казалось бы, для автора — милое дело, когда приключения сами его находят. Ничего выдумывать не надо, садись да описывай. Но тут важно понять: да, я часто пишу о том, что видел, в чем участвовал, но никогда не о себе внутри ситуации. Я загоняю туда героев, которые интересны мне и хороши для развития сюжета. Сам автор на эту роль не годится совершенно, во всяком случае, Олег Дивов. Он кто угодно, только не герой, и двигать сюжет просто не будет, напротив, он его застопорит. Единственный раз я «выпустил себя в текст» ради мемуарной книги «Оружие Возмездия», — и там сюжет описывается формулой: «как человек старается, чтобы ничего не происходило». Потому что не любит приключений.
А с другой стороны, постоянная готовность к тому, что случиться может какая угодно ерунда в любой момент, привычка жить с широко раскрытыми глазами — это для автора очень важно. Иначе он упустит шанс ввязаться в чисто писательскую авантюру, и какие-то тексты просто не родятся на свет. Вот пару лет назад позвонили мне из «Эксмо» и говорят:
- Слушай, мы тут выдумали межавторский проект, условно говоря «Про Шерлока Холмса в космосе». Нужен автор-»паровоз», у которого есть своя устойчивая аудитория. Он разработает сеттинг и напишет первые две-три книги. Ну хотя бы одну! Но лучше две.
- А я-то тут зачем? — спрашиваю. — Сто раз говорил, что время проектов ушло. Пролетите вы с вашим Шерлоком Холмсом. Нет, не буду.
В итоге получился авторский цикл «Профессия: инквизитор», который мы делаем в четыре руки со Светланой Прокопчик, и о котором серьезные литературные критики вдруг заговорили, что наконец-то в России появилась настоящая спейсопера. Хотя пишем мы семейную сагу, либеральную утопию, приключения и немножко детектив. И называем это про себя «нью ромэнтик».
Ну да, опять романтика. Утюгом по голове и все такое. И не будь я привычно готов к неприятностям, читай — к приключениям, — кто знает, как бы дело обернулось.
Чем это всё обернулось мы, к сожалению, знаем. Жаль. А цикл и правда получился хороший! Рекомендую
Предыдущий постСтарый знакомый лжеюзер warsh выдал интереснейшую Обсуждая будущее Германии, оба западных лидера выступили за ее раздробление на ряд мелких независимых [...] |
Следующий постСтолкнулся тут с «забавной» ситуацией. |