Яндекс.Метрика

Литература в качестве респектабельного хобби


Любопытное интервью Любови Мачиной, главы немецкого русскоязычного издательства Fresh Verlag (она сама написала любопытнейшую книжку Корфу.Дарреллы.Путеводитель, на которую я точу зубы)

— Отличается ли как-то отношение к книгам в России и за рубежом?

— Чтобы точнее ответить на этот вопрос, мне надо еще лучше узнать европейскую, в частности германскую, культуру, глубже ее изучить. Пока у меня впечатления такие: спрос на книги, разнообразие книг огромны. Никто не говорит о смерти бумажной книги, о том, что она устарела. Видели бы вы, какие очереди за новинками стоят на Франкфуртской книжной ярмарке! В павильонах образуются заторы, сотрудникам ярмарки приходится регулировать потоки людей. И речь идет не только о хитах звездных авторов. Нет! Люди приходят и за книгами начинающих, пока малоизвестных писателей, и за какими-то вполне рядовыми романами, причем люди всех возрастов.

Постоянно проходят разные большие и малые книжные выставки, встречи в библиотеках и книжных клубах, чтения, автограф-сессии… Посещение таких событий, интерес к книгам, домашняя библиотека — это маркер образованности, какой-то правильной социальной активности, полноценной жизни. В рекламе часто можно увидеть сцену семейного чтения.

При этом я не замечаю той литературоцентричности, того преувеличенно страстного отношения к писателям и книгам, которое принято в России и которое я постоянно вижу в русскоязычных соцсетях, где могут сутками спорить с незнакомыми людьми и писать тысячи комментов, обсуждая какое-нибудь стихотворение. Нет того самого «поэт в России больше, чем поэт». Все спокойнее. Литература, так сказать, отделена от государства. От политики, от судьбоносности. Поэт — не больше, чем поэт, но и не меньше, и прозаик тоже. Все образованные люди должны знать стихи Гейне, но цитатами никто не разговаривает. В школах Германии нет отдельных уроков литературы. Да, некоторые книги изучают на уроках немецкого языка в средних и старших классах, но этих книг за все школьные годы наберется всего несколько, их список не един, а различается от школы к школе, и там в основном современная литература. Как я понимаю, судя по подаче материала в учебниках, их изучают не для того, чтобы ученики прониклись величием автора и авторского замысла, не для создания у них в головах некой культурной иерархии, общей для всех, а более утилитарно — чтобы они научились работать с информацией, понимать текст большого объема, его структуру, его главные идеи. И обязательно уметь обсуждать эти идеи, сопоставлять со своими мыслями.

То есть в целом книги, литература проходят по разряду респектабельного хобби. Примерно как и спорт: если опять же говорить о здешней идее полноценной жизни, там обязательно должно быть или плавание, или велосипед, или теннис, или верховая езда — хоть какая-то активность. И чтение — для баланса интеллектуального и физического, для гармонии. Не менее, но и не более.

Мне нравится такой подход, он какой-то… здоровый, что ли. И совершенно не исключает того, что какой-то автор, какая-то книга станет для тебя потрясением и спутником на всю жизнь, но это останется твоим личным, интимным делом, это будут отношения один на один, а не предмет общественной дискуссии.

Опубликовано: Категория:  Критика, Литература
Поделиться
об авторе записи
Записей 3493
Комментариев 107
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

Следующий пост

Продолжаю копаться в архивах. Очередное любопытное граффити.
На сей раз из славного града Антверпена. Брассери-бар «Бонапарт». 29 апреля 2012 г. [...]

Добавить комментарий