Яндекс.Метрика

Педология: забытая революция в науке о ребенке


Везет мне в последнее время на интересные слова.
Наткнулся тут на любопытную статью про науку, о которой раньше не слышал.
Педология (от греч. παιδί — «ребенок» и λόγος — «учение») — междисциплинарная наука, возникшая на рубеже XIX–XX веков с целью комплексного изучения детства. Она объединяла психологию, физиологию, медицину и социологию, стремясь создать целостную картину развития ребенка. Ее расцвет в СССР в 1920-е годы сменился разгромом в 1930-е, но идеи педологии повлияли на современную педагогику и психологию.
Как наука она зародилась в США благодаря психологу Грэнвиллу Холлу, предложившему термин «педология». В России до революции ее развивали В.М.Бехтерев (основал Педологический институт в 1907 г.) и А.П.Нечаев (организовал первые курсы в 1904 г.). Большевики увидели в педологии инструмент для воспитания «нового советского человека». Ее поддержали нарком просвещения А.В.Луначарский и психолог П.П.Блонский, заявивший:«Наряду с растениеводством должна существовать наука человеководства». В 1927 году I Педологический съезд собрал 2000 участников — масштаб, немыслимый для психологии того времени. К 1928 году в СССР работали десятки педологических институтов, а в школах появились штатные педологи. Они тестировали детей, распределяли их по классам (например, на «плюс-варианты» — одаренных, «минус-варианты» — отстающих) и вели коррекционную работу.
Говоря о педологии нельзя не упомянуть труды Л.С.Выготского, который интегрировал в педологию свою культурно-историческую теорию. Он рассматривал развитие ребенка через призму социальной среды, ввел понятие «зоны ближайшего развития» (задачи, которые ребенок решает с помощью взрослых). В его знаменитых лекциях по педологии (1933–1934) подчеркивалось: «Среда должна пониматься динамически — через переживание ребенка».
Но такая педологическая «лафа» длилась недолго. Уже в 1936 году постановление ЦК ВКП(б) объявило педологию «лженаукой». Ее обвинили в классовой дискриминации (тесты якобы «клеймили» детей рабочих как неспособных), биологизаторстве (переоценке наследственности в ущерб социальным факторам) и самое главное — отходе от марксизма.Труды Л.С.Выготского и П.П.Блонского изъяли из библиотек, а педологов уволили.
Среди причин запрета также называли тот факт, что тесты часто копировались с западных образцов без адаптации к советским реалиям, что вело к ошибкам в оценке детей.
Но педология заложила основы практической психологии образования. Современные школьные психологи в основном наследуют ее функции. Идеи Л.С.Выготского о социальном влиянии на развитие легли в основу социального конструктивизма в педагогике.
Считается, что педология стала жертвой идеологического контроля над наукой. Но ее главная идея — изучать ребенка целостно, учитывая биологию, психологию и социум — актуальна сегодня. Современная нейропедагогика, инклюзивное образование и персонализированное обучение несут в себе педологический «ген». Как писал Л.С.Выготский: «Ребенок воспитывается не учителем, а социальной средой».

Опубликовано: Категория:  Любопытное
Поделиться
об авторе записи
Записей 3908
Комментариев 108
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

Вот такие красоты встречаются на просторах Reddit’a.
Ядро Млечного Пути

Следующий пост

Каждый человек хочет жить хорошо. А человек поуехавший вдвойне. А тут такая возможность совместить приятное с полезным: т.е. «творчество» с [...]

Добавить комментарий