Педология: забытая революция в науке о ребенке
Везет мне в последнее время на интересные слова.
Наткнулся тут на любопытную статью про науку, о которой раньше не слышал.
Педология (от греч. παιδί — «ребенок» и λόγος — «учение») — междисциплинарная наука, возникшая на рубеже XIX–XX веков с целью комплексного изучения детства. Она объединяла психологию, физиологию, медицину и социологию, стремясь создать целостную картину развития ребенка. Ее расцвет в СССР в 1920-е годы сменился разгромом в 1930-е, но идеи педологии повлияли на современную педагогику и психологию.
Как наука она зародилась в США благодаря психологу Грэнвиллу Холлу, предложившему термин «педология». В России до революции ее развивали В.М.Бехтерев (основал Педологический институт в 1907 г.) и А.П.Нечаев (организовал первые курсы в 1904 г.). Большевики увидели в педологии инструмент для воспитания «нового советского человека». Ее поддержали нарком просвещения А.В.Луначарский и психолог П.П.Блонский, заявивший:«Наряду с растениеводством должна существовать наука человеководства». В 1927 году I Педологический съезд собрал 2000 участников — масштаб, немыслимый для психологии того времени. К 1928 году в СССР работали десятки педологических институтов, а в школах появились штатные педологи. Они тестировали детей, распределяли их по классам (например, на «плюс-варианты» — одаренных, «минус-варианты» — отстающих) и вели коррекционную работу.
Говоря о педологии нельзя не упомянуть труды Л.С.Выготского, который интегрировал в педологию свою культурно-историческую теорию. Он рассматривал развитие ребенка через призму социальной среды, ввел понятие «зоны ближайшего развития» (задачи, которые ребенок решает с помощью взрослых). В его знаменитых лекциях по педологии (1933–1934) подчеркивалось: «Среда должна пониматься динамически — через переживание ребенка».
Но такая педологическая «лафа» длилась недолго. Уже в 1936 году постановление ЦК ВКП(б) объявило педологию «лженаукой». Ее обвинили в классовой дискриминации (тесты якобы «клеймили» детей рабочих как неспособных), биологизаторстве (переоценке наследственности в ущерб социальным факторам) и самое главное — отходе от марксизма.Труды Л.С.Выготского и П.П.Блонского изъяли из библиотек, а педологов уволили.
Среди причин запрета также называли тот факт, что тесты часто копировались с западных образцов без адаптации к советским реалиям, что вело к ошибкам в оценке детей.
Но педология заложила основы практической психологии образования. Современные школьные психологи в основном наследуют ее функции. Идеи Л.С.Выготского о социальном влиянии на развитие легли в основу социального конструктивизма в педагогике.
Считается, что педология стала жертвой идеологического контроля над наукой. Но ее главная идея — изучать ребенка целостно, учитывая биологию, психологию и социум — актуальна сегодня. Современная нейропедагогика, инклюзивное образование и персонализированное обучение несут в себе педологический «ген». Как писал Л.С.Выготский: «Ребенок воспитывается не учителем, а социальной средой».
Предыдущий постВот такие красоты встречаются на просторах Reddit’a. |
Следующий постКаждый человек хочет жить хорошо. А человек поуехавший вдвойне. А тут такая возможность совместить приятное с полезным: т.е. «творчество» с [...] |

Опубликовано:
Категория: 

