Яндекс.Метрика

Московское граффити: от андеграундного протеста к городскому искусству


История граффити ака стрит-арта в Москве — это путь от маргинального вандализма до признанной формы публичного искусства. За 30 лет оно преодолело запреты, сформировало субкультуру и изменило визуальный код города. Рассказываем о ключевых этапах, героях и местах, где уличное искусство обрело новую жизнь.
Мне очень нравится фраза Игоря Поносова: «Граффити — это взлом визуального кода города».

Рассуждая или рассказывая о граффити как об искусстве надо понимать, что оно преодолело определенные этапы своего становления:

1. Этап первый — 1980–1990-е.
После падения «железного занавеса» граффити проникло в Россию через клипы MTV, журналы вроде «Птюч» и хип-хоп-культуру. Первые райтеры рисовали теги баллончиками, привезенными из-за границы, а символом эпохи стал «злой баллончик» Олега Баскета — персонаж, украсивший даже обложку Hip-Hop Info. В 1997 году, по словам художника 310 (Зло), «на улицах Москвы не было абсолютно никакого граффити». Рисование стало актом бунта против серости городского пространства.

2. Этап второй — 2000-е.
Появились первые сообщества (Крыша, Subway), легальные фестивали (Стенограффия) и специализированные магазины. Граффити разделилось на два потока: вандализм (бомбинг) и социальные проекты, как фестиваль «Раскрась Москву», преобразивший хрущёвки у метро «Бабушкинская».

3. Этап третий — 2010-е.
- Власти начали сотрудничать с художниками: граффити украсили фасады подстанций, метро («Станция Музейная»), а международные звезды вроде бразильца Eduardo Kobra создавали монументальные работы (портрет Плисецкой на Большой Дмитровке).

4. *Эта четвертый — 2020-е.
Художники исследуют острые темы: пандемию (Миша Most на «Флаконе»), экологию, память. Граффити интегрируется в цифровое искусство, а соцсети становятся галереями для уличных работ.

Легенды московской сцены: кто создал историю граффити
- Паша 183 («русский Бэнкси»): Его философские работы, как «Девочка со спичками» на Халтуринской улице, говорили о социальном неравенстве. Сравнивался с Бэнски из-за анонимности и глубины посланий.
- Миша Most: Участник «второй волны», чьи работы масштабируются от фасадов (граффити о COVID-19) до муралов на международных биеннале.
- 310 (Зло): Пионер 1990-х, для которого граффити — «образ жизни». Критикует коммерциализацию: «Раньше мы обходили весь город, чтобы увидеть новый кусок» .
- «новое поколение»: Kashak и Darkuglyfate (динамичный «Тетрис» на Профсоюзной), Interesni Kazki (сюрреалистичная работа «Парящий разум» в Люблино).

Где можно посмотреть граффити? Бывшие промзоны Москвы стали инкубаторами уличного искусства, сохранив дух андеграунда:

1. «Винзавод». Территория пивоваренного завода XIX века превращена в эпицентр современного искусства. Здесь галереи (Старт, Faces&Laces) соседствуют с граффити-зонами, а в 2000-х проходили ключевые фестивали стрит-арта.
2. Дизайн-завод «Флакон». Хрустальный завод им. Калинина стал креативным кварталом с легальными стенами для граффити. В 2020 году Миша Most создал здесь работу про пандемию, а пространство двора регулярно обновляется силами художников.
3. Арт-квартал «Хохловка». Заброшенные здания у метро «Китай-город» стихийно заполнились граффити, превратив квартал в «московский Берлин». Это зона эксперимента, где теги соседствуют с муралами.

Граффити сегодня по-прежнему существует в двух проекциях: одобренные властью и протестные. Из легальных инициатив мне приходит на ум проект «Стены» от «Молодёжи Москвы» позволяет жителям голосовать за эскизы граффити на подстанциях. Победители 2025 года — портрет Пушкина, «зимний лес», античный атлант.
Старые райтеры, такие как 310 критикуют молодежь за «отсутствие уважения» и закрашивание чужих работ. Муниципалитет борется с вандализмом штрафами, но легализует искусство через галереи вроде «Графит» в Перово.
Самые известные работы включены в городские туристические маршруты: медведь Фарида Руэды (Профсоюзная, 87), галерея «Тетрис», портрет Гагарина на «Новой Трехгорке».

Ну и главном: куда идти и что смотреть
- Центр: Мурал Плисецкой (ул. Большая Дмитровка, 16), «Хохловка» (Хохловский пер.).
- Восток: «Графит» (ул. Электродная, 2), медведь Руэды (Профсоюзная, 87).
- Креативные кластеры: «Флакон» (Б. Новодмитровская, 36), «Винзавод» (4-й Сыромятнический пер.).
- Скрытые gems: Работа Interesni Kazki (Люблинская, 111), «Тетрис» (Профсоюзная, 69) .

Вместо заключения моего краткого спича. Московское граффити остается диалектикой свободы и контроля. Заводы-трансформеры, вроде «Флакона» или «Винзавода», символизируют компромисс: они дают художникам пространство, не лишая работы дерзости. Но дух андеграунда жив в тегах на гаражах Химок и в сквотах, где граффити по-прежнему — акт сопротивления. Как писал Раппапорт: «Они врываются в город без разрешения, бросая вызов норме».

Вот один такой вызов я обнаружил на территории одного комбината на улице Правды в Москве. Адрес по привычке не палю, но найти можно, хоть и сложно.

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Московское граффити

Полный фотоотчет как обычно лежит тут.

Опубликовано: Категория:  Фото
Поделиться
об авторе записи
Записей 3908
Комментариев 108
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

Эта песня как великая река блюза, начинавшаяся с ручейка в тавернах Сент-Луиса и разлившаяся океаном интерпретаций от нищеты дельты Миссисипи [...]

Следующий пост

Дублин! Ай лав ю!

Добавить комментарий