Московское граффити: от андеграундного протеста к городскому искусству
История граффити ака стрит-арта в Москве — это путь от маргинального вандализма до признанной формы публичного искусства. За 30 лет оно преодолело запреты, сформировало субкультуру и изменило визуальный код города. Рассказываем о ключевых этапах, героях и местах, где уличное искусство обрело новую жизнь.
Мне очень нравится фраза Игоря Поносова: «Граффити — это взлом визуального кода города».
Рассуждая или рассказывая о граффити как об искусстве надо понимать, что оно преодолело определенные этапы своего становления:
1. Этап первый — 1980–1990-е.
После падения «железного занавеса» граффити проникло в Россию через клипы MTV, журналы вроде «Птюч» и хип-хоп-культуру. Первые райтеры рисовали теги баллончиками, привезенными из-за границы, а символом эпохи стал «злой баллончик» Олега Баскета — персонаж, украсивший даже обложку Hip-Hop Info. В 1997 году, по словам художника 310 (Зло), «на улицах Москвы не было абсолютно никакого граффити». Рисование стало актом бунта против серости городского пространства.
2. Этап второй — 2000-е.
Появились первые сообщества (Крыша, Subway), легальные фестивали (Стенограффия) и специализированные магазины. Граффити разделилось на два потока: вандализм (бомбинг) и социальные проекты, как фестиваль «Раскрась Москву», преобразивший хрущёвки у метро «Бабушкинская».
3. Этап третий — 2010-е.
- Власти начали сотрудничать с художниками: граффити украсили фасады подстанций, метро («Станция Музейная»), а международные звезды вроде бразильца Eduardo Kobra создавали монументальные работы (портрет Плисецкой на Большой Дмитровке).
4. *Эта четвертый — 2020-е.
Художники исследуют острые темы: пандемию (Миша Most на «Флаконе»), экологию, память. Граффити интегрируется в цифровое искусство, а соцсети становятся галереями для уличных работ.
Легенды московской сцены: кто создал историю граффити
- Паша 183 («русский Бэнкси»): Его философские работы, как «Девочка со спичками» на Халтуринской улице, говорили о социальном неравенстве. Сравнивался с Бэнски из-за анонимности и глубины посланий.
- Миша Most: Участник «второй волны», чьи работы масштабируются от фасадов (граффити о COVID-19) до муралов на международных биеннале.
- 310 (Зло): Пионер 1990-х, для которого граффити — «образ жизни». Критикует коммерциализацию: «Раньше мы обходили весь город, чтобы увидеть новый кусок» .
- «новое поколение»: Kashak и Darkuglyfate (динамичный «Тетрис» на Профсоюзной), Interesni Kazki (сюрреалистичная работа «Парящий разум» в Люблино).
Где можно посмотреть граффити? Бывшие промзоны Москвы стали инкубаторами уличного искусства, сохранив дух андеграунда:
1. «Винзавод». Территория пивоваренного завода XIX века превращена в эпицентр современного искусства. Здесь галереи (Старт, Faces&Laces) соседствуют с граффити-зонами, а в 2000-х проходили ключевые фестивали стрит-арта.
2. Дизайн-завод «Флакон». Хрустальный завод им. Калинина стал креативным кварталом с легальными стенами для граффити. В 2020 году Миша Most создал здесь работу про пандемию, а пространство двора регулярно обновляется силами художников.
3. Арт-квартал «Хохловка». Заброшенные здания у метро «Китай-город» стихийно заполнились граффити, превратив квартал в «московский Берлин». Это зона эксперимента, где теги соседствуют с муралами.
Граффити сегодня по-прежнему существует в двух проекциях: одобренные властью и протестные. Из легальных инициатив мне приходит на ум проект «Стены» от «Молодёжи Москвы» позволяет жителям голосовать за эскизы граффити на подстанциях. Победители 2025 года — портрет Пушкина, «зимний лес», античный атлант.
Старые райтеры, такие как 310 критикуют молодежь за «отсутствие уважения» и закрашивание чужих работ. Муниципалитет борется с вандализмом штрафами, но легализует искусство через галереи вроде «Графит» в Перово.
Самые известные работы включены в городские туристические маршруты: медведь Фарида Руэды (Профсоюзная, 87), галерея «Тетрис», портрет Гагарина на «Новой Трехгорке».
Ну и главном: куда идти и что смотреть
- Центр: Мурал Плисецкой (ул. Большая Дмитровка, 16), «Хохловка» (Хохловский пер.).
- Восток: «Графит» (ул. Электродная, 2), медведь Руэды (Профсоюзная, 87).
- Креативные кластеры: «Флакон» (Б. Новодмитровская, 36), «Винзавод» (4-й Сыромятнический пер.).
- Скрытые gems: Работа Interesni Kazki (Люблинская, 111), «Тетрис» (Профсоюзная, 69) .
Вместо заключения моего краткого спича. Московское граффити остается диалектикой свободы и контроля. Заводы-трансформеры, вроде «Флакона» или «Винзавода», символизируют компромисс: они дают художникам пространство, не лишая работы дерзости. Но дух андеграунда жив в тегах на гаражах Химок и в сквотах, где граффити по-прежнему — акт сопротивления. Как писал Раппапорт: «Они врываются в город без разрешения, бросая вызов норме».
Вот один такой вызов я обнаружил на территории одного комбината на улице Правды в Москве. Адрес по привычке не палю, но найти можно, хоть и сложно.


























Полный фотоотчет как обычно лежит тут.
Предыдущий постЭта песня как великая река блюза, начинавшаяся с ручейка в тавернах Сент-Луиса и разлившаяся океаном интерпретаций от нищеты дельты Миссисипи [...] |
Следующий постДублин! Ай лав ю! |

Опубликовано:
Категория: 

