Ленд-лиз. Что «за кадром» ?
Тема ленд-лиза меня не отпускает.
Когда 22 июня 1941 г. немецкие войска вторглись в СССР, то реакция западных стран последовала практически мгновенно. Воюющая Британия (в лице премьер-министра У.Черчилля) в тот же день заявила: «Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». Два дня спустя 24 июня президент Ф.Д.Рузвельт на пресс-конференции в Белом доме так же заявил, что Соединенные Штаты предоставят Советскому Союзу всю возможную помощь.
Логика, в необходимости оказать помощь СССР, была весьма прагматичной. Помогая СССР США помогали сами себе. Война рано или поздно достигла бы и берегов Америки. Вести войну без союзников дело непростое. Такая война может длиться долго, а долгая война своими собственными силами это очень дорого. Поэтому проще и дешевле своих союзников поддерживать материально. Ленд-лиз в этом плане, как поддержка уже воюющих союзников, обходился куда дешевле. Ведь тут, всю тяжесть войны на себе несли не США.
Немного фактов. 28 октября 1941 г. США официально распространили «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов» на СССР. В результате Советскому Союзу был предоставлен заем на 1 млрд долларов. Впрочем СССР был не первой страной, на которую распространился данный закон. С момента его подписания 11 марта 1941 г. он включал Великобританию и Китай. Но тогда наша страна ещё не была воюющей стороной.
Поэтому до октября 1941 г. президент Ф.Д.Рузвельт для помощи СССР в рамках «Закона о нейтралитете» 1937 г., пользовался схемой «cash-and-carry» («плати и вези»), разрешавшей продажу американского оружия воюющим странам при условии оплаты наличными и вывоза закупленного оружия из США на собственных кораблях. Поэтому, все военные и стратегические заказы СССР, размещённые до 28 октября 1941 года в США оплачивались валютой или золотом.
Э.Стеттиниус, отвечавший за организацию ленд-лиза в США писал: «До конца октября русские продолжали платить наличными за все, что у нас приобретали. Корпорация военных поставок помогла им с помощью аванса за будущее сырье из СССР на 50 миллионов долларов. Всего же начиная с 23 июня Амторг выплатил нам 92 миллиона долларов; однако в действительности в Россию было за тот же период поставлено товаров лишь на 41 миллион долларов».
Типично американский подход не нак ходите. Ладно, закон подписан должны быть и поставки. Но длительное время обещанная «вся возможная помощь» оставалась только обещаниями. Причин было несколько. Первая — лоббизм и прагматизм.
Во-первых, в Америке были сильны «изоляционисты», которые считали, что США не должны участвовать в новой Мировой войне. Эта группа была весьма влиятельна. Туда входили: бывший президент Г.Гувер, сенаторы Г.Трумэн, Р.А.Тафт (очень интересный персонаж между прочем. В 1946 году он назовет Нюрнбергский процесс «безобразием против правосудия», утверждая, что решения Международного Военного Трибунала приняты исходя из обратного действия закона и что ведение войны «не должно рассматриваться как личное преступление»: «На этом суде мы приняли советское представление о цели суда как политики государства, а не правосудия – без учета англосаксонского наследия. Облекая политическую повестку дня в формы судебных процедур, мы дискредитируем саму идею правосудия в Европе на многие годы вперед»), А.Ванденберг, Ч.Линдберг и многие другие.
Как тут не вспомнить знаменитый американский цинизм. Тот же сенатор Г.Трумэн 24 июня 1941 г. в газете «Нью-Йорк Таймс»: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше».
Тот же Ф.Д.Рузвельт в своих мемуарах вспоминал такой разговор с У.Черчиллем:
«— А русские?
— Русские! — в тоне Черчилля послышался пренебрежительный оттенок, но затем он, казалось, спохватился. — Конечно, они оказались гораздо сильнее, чем мы когда-либо смели надеяться. Но кто знает, сколько еще…
— Значит, вы считаете, что они не смогут устоять?
— Когда Москва падет… Как только немцы выйдут в Закавказье… Когда сопротивление русских в конце концов прекратится…
На все вопросы Черчилль отвечал четко, без оговорок, без всяких «если»; в сопротивление русских он не верил или верил очень мало. Он вел крупную игру в этот вечер. Он старался внушить нам, что львиная доля ленд-лиза должна принадлежать британскому льву; что всякая помощь Советам приведет лишь к затяжке войны, а в конечном счете, и притом несомненно, — к поражению; и с тем большей убежденностью он приходил к своему единственному выводу:
— Американцы должны вступить в войну на нашей стороне! Вы должны вступить в войну, чтобы не погибнуть!
Да и сами американцы не верили на начальном этапе войны в способность СССР продержаться. Г.Стимсон, министр обороны США сказал Ф.Д.Рузвельту, что он и Комитет начальников штабов убеждены: «Германия будет задействована в России минимум один месяц, максимум — три месяца».
Не стоит забывать и о том,что «возможная помощь» не была бесплатной. Это был займ, платежи по которому должны начаться спустя 5 лет после окончания войны и должны были производиться в течение 10 лет после истечения этого пятилетнего периода.
Но как только сами США вступили во Вторую Мировую войну 7 декабря 19421 г. концепция опять поменялась. Теперь всё поставленное странам антигитлеровской коалиции и израсходованное военное имущество оплачивать было не нужно. Оплате подлежал лишь остаток пригодный для использования в гражданских целях и также на условиях долгосрочного кредита.
Уже упоминавшийся мной Э.Стеттиниус писал: «Суть дела состояла не в долларах, а в самолетах, пушках и кораблях. Оказывать на коммерческой основе помощь тем, кто сдерживал натиск стран оси, — это значило бы помешать достижению нашей подлинной цели: направить на фронты достаточно оружия, чтобы остановить агрессию прежде, чем она достигнет Западного полушария».
«…Россия уже внесла свой вклад, не измеряемый ни в долларах, ни в тоннах. Это — миллионы нацистских солдат, убитых или попавших в лагеря для военнопленных; это — нацистские танки, уничтоженные в боях, и нацистские пушки и грузовики, брошенные отступающими немецкими армиями. Русские заплатили тяжкую цену за победы, одержанные в боях ради защиты родной земли от врага, но при этом они нанесли и непоправимый ущерб нацистской военной машине, значительно сократив сроки войны».
Опять же ничего личного — только бизнес. Председатель финансового комитета Конгресса США обосновывал необходимость ленд-лиза координатору программы ленд-лиза, будущему госсекретарю США Э.Стеттениусу: «…[США] сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно».
Правда, СССР всё равно приходилось оплачивать некоторые свои заказы в Соединенных Штатах, если товары не находились в согласованном американским правительством списке товаров поставляемых по ленд-лизу. Со своей стороны СССР также осуществлял поставки товаров в США (обратный ленд-лиз): лес, руда, драгоценные металлы (золото, серебро и платина). Кроме того Советский Союз оплачивал союзникам все расходы по топливу, продуктам, медицинскому обслуживанию, а в случае необходимости — и ремонту судов. СССР также делился с союзниками, имевшимися разведывательными данными, технической документацией.
Вместо постскриптума. Советский долг за поставки по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчётов с «Парижским клубом» 21 августа 2006 года.
Предыдущий постЧего только не встретишь на улицах первопрестольной, да еще в самом центре. |
Следующий постЛюбопытная статья в «Литературной газете»: Почему она не умирает (да именно так в заголовке — без вопросительного знака. Чё, Литературка [...] |