Сергей Лукьяненко. Никогда не любил киберпанк
Тут намедни Сергей Васильевич решил поразжигать
Подумал вдруг, что заполонившие поля боев дроны и ракеты Илона Маска — частные проявления того факта, что мы живем в мире победившего киберпанка.
Если вы при слове «киберпанк» вспомнили зеленые цифры-буквы, стекающие соплями вниз по черному экрану, то вы ошиблись. Это матрица братосестер Вачовских (которые сами являются доказательством того, что мы живем в киберпанке).
А киберпанк — это высокие технологии и низкая жизнь. И да, дрон из говна и палок, или суперракета Илона Маска из нержавейки — это как раз высокие технологии и низкая жизнь. Ибо раньше построить дрон или ракету могли крупнейшие экономики и армии мира. Работали огромные секретные институты и заводы. Теперь это делается на уровне гаража — высокие технологии позволили делать все дешево.
Да, низкая жизнь — это не только питание сухой лапшой, одежда из переработанных пластиковых бутылок и сотовый-ноутбук у нищего. Это снижение не только качества жизни у масс населения, но и снижение цены жизни, потеря мотивации (построить дом — посадить дерево — вырастить сына). В киберпанке это не нужно. Такие развлечения для верхушки, впрочем, строить надо корпорации, сажать конкурентов, выращивать клонов.
Дробление единой сети, войны мессенджеров, тотальный контроль, биотехнологии для продления жизни и роста производства массовой еды, вещи и программы не в пользовании, а «по подписке» — все это киберпанк. Электронный гаджет, стоящий как бутылка минералки — киберпанк. Звуковая зубная щетка от бренда за пятьсот баксов и абсолютно идентичная ноунейм за пять — тоже киберпанк.
А виртуальная реальность с зелеными буковками в темноте, имплант и розетка над ухом — это уже теплая ламповая ностальгия, для людей возраста Илона Маска и старше.
Никогда не любил киберпанк.
Что я имею вам сказать? Увы и ах, с этим спорить сложно. Да, мы живем в мире победившего киберпанка, потому что его ключевые элементы — тотальная цифровизация, сращивание человека с технологиями и власть корпораций — стали нашей повседневностью. Но пока, главное отличие от классического киберпанка — отсутствие эстетики «неона и грязи». Но это пока. И да, пока наша реальность более стерильная и комфортная, этакий такой «киберпанк с человеческим лицом». Но суть осталась прежней: технологии не освободили человечество, а стали инструментом контроля, наживы и, если хотите, нового социального расслоения. Киберпанк не наступил внезапно — он тихо и незаметно победил, став нашей обыденностью.
Предыдущий постВ этой лекции на Летней школе перевода СПбГУ 2025 г. профессор Д.И.Ермолович рассказывает о некоторых новых ошибках и неточностях перевода, [...] |
Следующий постСуществуют фотографии, изображения на которых олицетворяют целую эпоху. Один из таких снимков появился в 1976 году на первой полосе британского [...] |

Опубликовано:
Категория: 
