Яндекс.Метрика

Марк Алданов. Тетралогия «Мыслитель»


Спасибо лжеюзеру frederika_brion и ее «Из прочитанного». Привожу полностью ибо мне добавить нечего :

«Марк Алданов. «Девятое термидора». «Чертов мост». «Заговор». «Святая Елена, маленький остров».

Три романа и повесть, составляющие тетралогию «Мыслитель» — о Великой французской революции и эпохе Наполеона. Спасибо Захарову, что собрал и выпустил одним изданием, хоть и довольно небрежно, но может, это только мне, старой издательской крысе, бросилось в глаза.
Алданов, на мой взгляд, автор лучших исторических романов на русском языке. Там есть глубина, но нет заумности и снобизма. Есть добросовестность историка и уважение к источнику, и обстоятельность, которая в наш торопливый век уже иногда кажется излишней роскошью :) , но нет скуки. Есть тонкое чувство юмора, но нет дешевых приманок для читателя. Есть художественней домысел, но нет и намека на «клюкву». Вообще алдановская проза благородна, как выдержанное вино, и оставляет ощущение полузабытой чуть старомодной добротности. Многослойной ее едва ли назовешь, искать скрытый смысл в его произведениях мне, по крайней мере, не хочется, и кажется, Алданов сказал все, что хотел сказать. Зато как сказал!
Самое захватывающее в этой тетралогии — исторические портреты. Талейран, Питт, Наполеон, Баррас, Фуше, Екатерина II, Павел I, Воронцов, Безбородко, Пален, Беннигсен, Суворов выглядят абсолютно живыми, в плоти и крови. Робеспьер, как мне показалось, удался меньше, по крайней мере меня своей версией Алданов не убедил (но, может, он и был именно таким безжизненным и картонным, каким его рисует писатель, может, в этом и заключалась его суть). Очень тонко и точно осмыслен период Директории и Консульства, а рассуждения о диктатуре и демократии пугают своей злободневностью. До сих пор хожу под впечатлением от одной фразы, вложенной в уста русского посланника в Англии графа Воронцова, точной цитаты не приведу, но смысл такой: затеи с конституцией в России все равно никому не нужны и ни к чему хорошему не приведут, так что Россию нужно предоставить собственной судьбе, а всем тем, кто такой судьбы не желает — перебраться в Англию…
Самый загадочный герой — вымышленный, сквозной персонаж трех романов, старый циник Пьер Ламор (Ламор=La mort= смерть), человек без родины, без настоящего имени и без возраста, может быть, одно из обличий скитающегося по свету Вечного Жида, или реинкарнация автора одной из химер Нотр-Дама, или даже сам созерцающий дьявол-Мыслитель, а может быть, и alter ego Алданова. В его парадоксах вся соль «Мыслителя», он — воплощение иронии Истории, для которой по большому счету нет ни блага, ни зла. Но примечательно, что в «Самоубийстве», романе о русской революции, Алданов оказался отнюдь не таким беспристрастным.»
Опубликовано: Категория:  Критика, Литература
Поделиться
об авторе записи
Записей 3491
Комментариев 107
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

БИОРИТМЫ для magon, на 10 февраля 2005:▕▇▏↗  Физический (на высоте)
▕▅▏↘  Эмоциональный (ничего себе так)
▕▇▏↘  Интеллектуальный (на высоте)
▕▆▏↘  Общее состояние (бодрое)ХРОНОБИОЛОГ [...]

Следующий пост

Весьма толковая статейка по Gmail.ru

Добавить комментарий