Яндекс.Метрика

К годовщине забытой трагедии. Подвиг С.Кубынина и экипажа подлодки «С-178»


21 октября 1981 г. в Японском море на подходе к проливу Босфор Восточный (Владивосток) от столкновения с рефрижераторным судном подводная лодка «С-178» получила повреждения и легла на грунт на глубине 32 метров. Личный состав лодки погиб (в кормовых отсеках) или был выброшен за борт (те, кто находился на мостике). Однако в носовых отсеках отчаянно боролись за жизнь 20 матросов и несколько офицеров. Командование над ними принял на себя старший помощник — капитан-лейтенант Сергей Кубынин.Сумев вывести часть людей на поверхность при помощи спасательных комплектов ИДА-59 Сергей Кубынин и командир БЧ-5 капитан-лейтенант Валерий Зыбин приняли решение остаться с остальными моряками, — теми, кому не хватило спасательных комплектов и ждать помощи флота.
Ожидание длилось три дня. Темнота, холод и отравленный воздух, психологический стресс ослабляли силы подводников. В этих условиях 26-летний Кубынин зачитал приказ о повышении всех оставшихся моряков в звании и классности и вручил каждому знак «За дальний поход». Наконец, получив при помощи спасателей флота недостающие комплекты ИДА, моряки смогли эвакуироваться с лодки на поверхность. Последним покинул лодку
человек, принявший в сложнейших условиях командование над ними, — старший помощник, капитан-лейтенант Сергей Кубынин.
Казалось бы, герой, но нет. «То, что экипаж совершил подвиг, я повторял и повторяю. Суворов говорил, что у генерала должно быть мужество, у офицера храбрость, а у солдата бодрость. Я сожалею, что у нас генералитет флотский не проявил ни мужества, ни храбрости, а проявил трусость. В этом моя горечь. Душу греет, что парни, которых мы учили, сделали то, что должны были. Вот другие говорят, мы на дежурство сходили, боевую задачу выполнили, молодцы… но это еще не значит, что экипаж хороший. Экипаж ценится тогда, когда выходит победителем«
Позднее Сергей Кубынин вспоминал: Я написал кассационную жалобу, требуя пересмотра приговора Маранго. Ведь ни один пункт обвинения не был доказан документально. Вот тут меня во второй раз и вызвали в компетентные органы. Прокурор флота полковник юстиции Перепелица собственной персоной. Начал без прелюдий: «Слышал, новую лодку скоро получишь, на учебу в академию поедешь… Но сперва кассацию забери». Я спросил: «А если не сделаю?» Перепелица тут же на два регистра повысил тон: «Значит, сядешь рядом со своим командиром на нары!» Ну, я и ответил в том духе, что не продаюсь, торг со мной неуместен. Сказал даже резче, повторять не буду, все равно не напечатаете… Молодой был, горячий. На этом моя карьера на флоте закончилась.
Тут, видимо, сыграли роль слова тогдашнего Главкома ВМФ адмирала флота Горшкова. Он приехал в гарнизон, когда мы, оставшиеся в живых, находились еще в барокамере и собрались выходить. Горшков сказал тогда: «Встречать цветами их не будем». И то был приговор…

Вместо послесловия. В декабре 2013 года в Кремлевском Дворце съездов состоялась ХХI торжественная церемония вручения премии Центра Национальной Славы (Фонд Всехвального апостола Андрея Первозванного). Среди тех, кому председатель Попечительского Совета Фонда Владимир Якунин вручил эту почетную общественную награду, был и капитан 1 ранга Сергей Кубынин. Если уж Кубынина не награждать, — сказал В.И. Якунин, — то кого тогда считать героем России?!

Опубликовано: Категория:  История, Критика
Поделиться
об авторе записи
Записей 3326
Комментариев 107
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

Нет с былым и робкой связи, —
Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот.
Фляга. Карабин.
Здесь построим русский город,
Назовем — Харбин…
Арсений Несмелов. «Стихи о [...]

Следующий пост

Репортаж с Международной выставки часов Moscow Watch Expo 2023. Очень рекомендую. Очень неплохие модели представили на стендах российские производители часов. [...]

Добавить комментарий