Яндекс.Метрика

Русский Харбин


Нет с былым и робкой связи, —
Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот.
Фляга. Карабин.
Здесь построим русский город,
Назовем — Харбин…
Арсений Несмелов. «Стихи о Харбине», 1938 год


Русский Харбин

Николай Свиягин считается одним из отцов-основателей Харбина — нового города, возведенного российскими строителями железной дороги в центральной части маршрута… В тот момент еще никто не представлял, что Харбин из обычной железнодорожной станции превратится в настоящую Российскую Атлантиду — город, который сохранит культурный код дореволюционной России и прекратит свое существование уже в эпоху создания Мао Цзэдуном Китайской Народной Республики.
Один из уроженцев Харбина, российский китаевед Георгий Мелихов, переехавший в СССР в 1955 году, так описывал столицу КВЖД: «Русский Харбин был самобытным, совершенно неповторимым городом. Он формировал в этот период свой оригинальный, присущий только ему облик. Делал себя. Создавал свой образ, формировал собственный дух — мужества, стойкости, широкой предприимчивости, знания, свою интеллигентность — все то, что позднее определило его лицо: целостного кусочка старой императорской России, чудом уцелевшего на китайской земле еще в течение почти 28 лет после революции. Кусочка былой России, как и та, прежняя Россия, — открытого для всего мира, пользующегося всеми достижениями его прогресса и мировой цивилизации».

Харбин вошёл в состав КНР как один из наиболее развитых в экономическом отношении, и Пекин всеми силами старался избавиться от любых напоминаний о том, что город строился русскими и был «локомотивом» русской колонизации Маньчжурии. Это касалось как архитектуры, так и русскоязычного населения. Особенно сильно это проявилось в годы «культурной революции». Одна из жительниц города Мария Миронова вспоминала: «Я сама уже лет тридцать не говорила по-русски. И немудрено: раньше за сказанное на улице русское слово хунвэйбины могли забить человека насмерть».

Да, прошло сто двадцать лет. Русского Харбина нет. И какая сегодня разница, что за участь готовили этому городу — заштатного райцентра или стольного града «всея Маньчжурии»? Стоит ли так сильно жалеть об утраченных возможностях, о несбывшихся мечтах, которые вдохновляли наших предков?
Мы в долгу перед этими предками. Мы виноваты перед ними вдвойне. Во-первых, не сумели реализовать их блестящие, хорошо обдуманные и далеко идущие планы. Во-вторых, позволили доморощенным извратителям исторической истины облить грязью этих людей, закопать в землю память о них. По этим счетам надо платить. История, в отличие от других наук, требует не только точности, но и совести. Когда эту категорию отодвигают в сторону, руководствуются только идейными, классовыми, партийными интересами, тогда и получается то, что мы имеем сегодня. Многие ли наши соотечественники знают хоть что-то о русском Харбине? Даже у нас на Дальнем Востоке, где до Харбина рукой подать? Пройдите по улице Хабаровска, Владивостока, Благовещенска и спросите людей: что такое русский Харбин? Большинство скажет, что это место, куда наши «челноки» ездят за товаром. Наверняка ответят именно так…

Много исторических фотографий русского Харбина у Варламова

Опубликовано: Категория:  История, Любопытное, Обзоры
Поделиться
об авторе записи
Записей 3325
Комментариев 107
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

Я очень люблю М.Крайтона и неоднократно в этом признавался.
К сожалению Мастер умер от рака в 2008 года и с тех [...]

Следующий пост

21 октября 1981 г. в Японском море на подходе к проливу Босфор Восточный (Владивосток) от столкновения с рефрижераторным судном подводная [...]

Добавить комментарий