Яндекс.Метрика

Русский камень для саргофага Наполеона


Листая тут на днях «Русский Мир.ru» наткнулся на любопытную статью Н.Таньшиной «Сентиментальный русофоб», посвященную Луи-Антуану Леузону Ле Дюку, известному авантюристу, переводчику и исследователю.
И там увидел прекрасную историю:

15 декабря 1840 года в Париже прошло торжественное перезахоронение праха Наполеона в Доме инвалидов (принц Жуанвильский, сын короля Луи-Филиппа, перевез останки императора с острова Святой Елены, где Наполеон находился в изгнании и где он умер 5 мая 1821 года. — Прим. авт.). Произошло то, о чем он мечтал: «Я хочу, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди народа, который я так любил». Встал вопрос о сооружении саркофага, не хуже, чем у римских императоров, из красного царского порфира. Принялись искать камень, и выяснилось, что похожий материал есть только в России. А в это самое время Леузон Ле Дюк собирался в очередное путешествие. И именно ему французское правительство доверило важную миссию: привезти камень…

И вот в 1846 году он отправился в Россию за порфиром. Французы называют этот камень «русским порфиром», хотя на самом деле это метаморфизованный песчаник или шокшинский кварцит — камень был обнаружен в старинном селе Шокша. Об этом путешествии, продолжавшемся три года, Леузон Ле Дюк написал очерк, публиковавшийся в разных изданиях в 1853, 1873 и 1886 годах без существенных изменений. В этом очерке нет никакой политики, только описание сложностей экспедиции — блоки камня чуть было не затонули во время бури на Онежском озере — и рассказ о помощи со стороны русских властей. Император Николай Павлович, как известно, не любил Францию «короля баррикад» Луи-Филиппа, но к Наполеону Бонапарту испытывал уважение как к сильному политику и противнику, которого Россия победила. Благодаря покровительству императора все административные препоны были преодолены, перед гостями из Парижа легко открывались все двери, а налог на разработку и добычу «порфира» с французов не взимался. Леузон Ле Дюк вложил в уста императора такие слова: «Какая судьба! Мы нанесли первый смертельный удар этому человеку пожаром нашей древней и святой столицы, и это к нам пришли просить о его могиле!»

В 1849 году, после долгих мытарств, камень был доставлен в Париж, на набережную д’Орсе. Работы по созданию саркофага и реконструкции интерьеров растянулись на долгие годы. Могила Наполеона I была торжественно открыта только 7 апреля 1861 года племянником великого императора, Наполеоном III. Кстати, современные экскурсоводы в Доме инвалидов рассказывают туристам, что камень для саркофага — финский, а не русский…

Опубликовано: Категория:  История
Поделиться
об авторе записи
Записей 3325
Комментариев 107
написать автору
чтобы отправить сообщение автору записи.

Предыдущий пост

Для ностальгирующих. Наткнулся на подборку всех рекламных роликов «Всемирная история. Банк «Империал», снятых в 1992—1997 годах Тимуром Бекмамбетовым.
\
Не благодарите!

Следующий пост

Читаю книгу Н.Е. Быстровой «Русский вопрос» в 1917 — начале 1920 г.: Советская Россия и великие державы. Очень душеспасительное чтение.
Встречаются [...]

Добавить комментарий